Флеш-баннер
Универсальный туроператор по Китаю с 1992 года

Философия и религия


Китайская философия.

Китайская философия является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.

 

Суть учения заключается в том, что всё сущее как единство противоположных начал — мужского — Ян и женского — Инь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.

 

В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов: многие из них имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что «воля неба» постигается через гадания, а также предзнаменования.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбы потомков.

 

Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

 

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

 

Для средневекового периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика.

В I веке н. э. в Китай проник буддизм.

 

Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.) характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 — дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 — причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма — — 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию.

Конфуцианство

Формально конфуцианство не является религией, ибо в нем никогда не было института церкви. Но по своей значимости, степени проникновения в душу и воздействия на сознание и поведение народа оно успешно выполняло ее роль. Есть и еще одно коренное отличие конфуцианства от мировых религий. Идеи Конфуция - это слово не Всевышнего, а земного человека.

Строгая социальная иерархия и моральные правила - основные принципы учения Конфуция, родившегося в 551 г. до н. э. Согласно Конфуцию в основе общества лежат «пять отношений»: между правителем и министром, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братьями и, наконец, друзьями. Равноправными могут быть лишь отношения между друзьями. Во всех остальных случаях младший партнер обязан повиноваться старшему, ожидая его благосклонности. Конфуцианская мораль проповедует «пять добродетелей»: человечность, справедливость, благородство, самоусовершенствование и верность. Никто не должен поступать с другими так, как не хотел бы, чтобы поступали с ним.

Конфуцианству следует сейчас 200-300 млн. человек, называя его своим образом жизни.

Буддизм

История буддизма в Китае насчитывает два тысячелетия. В стране имеется около 13 тыс. буддийских храмов и монастырей, 200 тыс. постриженных монахов.

Буддизм, проникший в Китай в 65 г. н. э., вскоре получил широкое распространение. Новое учение соответствовало китайскому мышлению, и из индивидуальной религии превратилось в семейную веру. Его основатель Сиддхартха Гаутама (563-483 гг. до н. э.), почитаемый в качестве Будды, был индийским принцем, скитавшимся по свету в поисках истины. Однажды под деревом бодхи он достиг просветления, познав, что человеческая жизнь - это бесконечное страдание, вызываемое страстями и невежеством.

Путем познания и отречения от страстей человек может подняться на более высокую ступень и, вырвавшись из круговорота все новых рождений, достичь нирваны. Согласно Хинаяне, первоначальному варианту буддизма, каждый человек должен сам найти свой путь.

Более поздняя Махаяна, другой вариант буддизма, допускает, что ему в этом могут помочь бодхисатвы - люди, достигшие нирваны и отказавшиеся погрузиться в нее ради помощи другим. В принципе, ими могут быть только мужчины, но в Китае бодхисатва Авалокитешвара обрел женскую ипостась, став Гуанинь, богиней сострадания.

Всего в Китае насчитывают свыше 300 млн. человек, так или иначе связывающих себя с буддизмом.

Даосизм

Даосизм зародился в Китае 1700 лет назад.

Почти в одно время с Конфуцием жил мудрый отшельник, которого звали Лао-цзы («старый ребенок»). Он считается основателем даосизма. В отличие от конфуцианства, интересовавшегося сферой общественных отношений, даосизм сконцентрирован на конкретном человеке. Он учит следовать дао (кит. - путь), мудрым отношениям человека с другими людьми и Природой.

Ключевое понятие даосизма - у вэй (недеяние), означающее не бездействие, а жизнь, не нарушающую гармонию окружающего мира. Около 20 млн. жителей Китая считают себя приверженцами даосизма. Идеи даосизма повлияли прежде всего на людей творчества. Традиционная живопись изображает изменчивую природу, пейзажи, на которых человек едва заметен.

Традиционная медицина также основана на принципе гармонии человеческого тела. Тесно связано с даосизмом и учение о противоположных началах - инь и ян.

Инь означает женское начало, слабость, тьму, холод, пассивность, север, четные числа и т. д.

Выражением ян считаются мужское начало, сила, свет, тепло, активность, юг, нечетные числа и пр. Единство обоих начал создает совершенное целое. Знаменитый символ инь-ян показывает также, что каждый элемент несет в себе зерно своей противоположности.

 

Материал ЧАСТИЧНО взят с сайта ru.wikipedia.org по лицензии GFDL. Список
авторов здесь: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D1%85%D0%B0%D0%B9&action=history

http://www.fusion-tour.ru/tours/china/about/country/religion.php